"В вопросе воспитания ребенка нужна золотая середина"

С Александром Павловичем Перевозчиковым, психиатром, преподавателем психологии кафедры философии и гуманитарных наук ИГМА, мы побеседовали о проблемах детей и подростков, которые только начинают знакомиться с миром. Как сделать это знакомство приятным, избежать заболеваний и эмоциональных потрясений, помочь ребенку адаптироваться в обществе, развить способности? Эти и другие вопросы волнуют многих родителей и воспитателей.

 

- Александр Павлович, что такое невроз? Как проявляется такое состояние?


Невроз это психическое расстройство являющееся  заболеванием, основными симптомами которого бывает вспыльчивость, раздражительность, эмоциональная неуравновешенность, расстройство сна в форме бессонницы ночью и сонливости днем, расстройство аппетита в форме его снижения или наоборот, усиления, что часто приводит к формированию избыточного веса, пониженный фон настроения, снижение работоспособности, утомляемость, слабость. Выделяют три основных формы невроза: неврастения, невроз навязчивых состояний , истерический невроз и депрессивный невроз.

Основной причиной невроза являются острые или хронические психические травмы, полученные в конфликтах, которые нарушили особенно жизненно значимые отношения человека. Часто заболевание проявляется не в классических формах, а в виде так называемых психосоматических расстройств, к которым относят гипертонию, бронхиальную астму, ряд кожных заболеваний и другие.

Наиболее распространенные детские неврозы - это заикание и ночное недержание мочи. Помимо классических форм очень часто встречаются депрессии, невроз страха (например, темноты, одиночества, закрытых помещений, животных, которые напугали ребенка, страх в метро и страх высоты). У детей младшего школьного возраста может быть страх школы (школьные неврозы), который сопровождается отказом от посещений школы, уходами из школы и из дома.

 

- Многие родители согласятся, что  дети испытывают большую умственную и эмоциональную нагрузку в школе. Может ли это стать причиной неврозов и как бы Вы посоветовали справляться с этим?

 

Умственная нагрузка не ведёт к формированию невротических расстройств. Основной причиной невроза и неврозоподобных расстройств являются конфликты, которые нарушили особенно значимые отношения ребенка, длительное эмоциональное напряжение, переживания. Школа и коллектив часто могут явиться причиной ярко выраженных эмоциональных переживаний: это соперничество стремление быть первым, это обиды со стороны других учащихся, это неадекватная оценка педагогом ученика. Все это может привести к формированию невроза.

Я посоветовал бы, в первую очередь, охранительный режим – стремиться максимально оберегать ребенка от эмоциональных переживаний. В семьях наиболее часто встречаются две основные формы неправильного отношения к ребенку: гиперопека – когда родители стремятся выполнить все за ребенка и охраняют от всех бед и неприятностей, и противоположный вариант – гипоопека,  воспитание в  «ежовых рукавицах». Конечно, для ребенка требуется золотая середина.

В случае если возникают проблемы в школе, в первую очередь, необходимо обратиться к школьным психологам с целью помочь в социализации ребенка.

Говоря о школьных проблемах детей,  родители в первую очередь обращают внимание на низкую школьную успеваемость ребенка считая её причиной леность школьника. Они  не замечают, не осознают, что  проблема  возникла  вследствие снижения  внимания, усиления  импульсивности, гиперактивности. У окружающих  создается впечатление, что ребенок  не слушает ни родителей, ни учителей, он с трудом удерживается на месте, вскакивает стремиться куда-то пойти. Импульсивность проявляется в попытках опередить сверстников, ответы не продуманные, действия также бывают непродуманными, опрометчивыми, суждения, оценки,  поверхностные, импульсивные. Такие расстройства встречаются у 2.5% девочек и 12.5% мальчиков. Родители недооценивают эти состояния, а согласно современной классификации, эти состояния расцениваются как синдром дефицита внимания с гиперактивностью.  Дети не получают адекватного лечения, в результате – плохая успеваемость, низкий уровень знаний при высоком потенциале, низкий уровень самооценки, в подростковом возрасте – молниеносное формирование зависимостей от компьютерных игр, курения и других форм использования психоактивных веществ. В мире давно разработана методика коррекции этих расстройств, ведущими являются прием психостимуляторов и тренинги методом биологической обратной связи по параметрам электроэнцефалографии. Эффективность лечения методом БОС –ЭЭГ составляет 88%. 

 

- Часто даже у взрослых людей развиваются на первый взгляд беспричинные или неосознанные страхи – например, страх перед бродячими собаками. Как с ними бороться? Есть ли у людей шанс самим победить свои страхи?

 

Необходимо разграничить реальность, обоснованность страхов и полное отсутствие мотивации к ним. Например, бродячие собаки реально представляют угрозу, поэтому страх является естественной физиологической реакцией здорового человека, бороться с ними не имеет никакого смысла. Если страх не имеет под собой реальных оснований, то мы можем говорить о наличии каких-либо проявлений психического расстройства. В таком случае самолечение или попытка преодолеть самостоятельно возникшую проблему может привести к затягиванию  хронизации болезни и, соответственно, к худшему прогнозу. В некоторых случаях попытки самостоятельно решить проблему могут дать положительный результат. Но определить справитесь ли Вы с расстройством заочно практически невозможно, поэтому лучше, конечно, обратиться к врачам – психотерапевту, психиатру. 


- Иногда родители говорят, что детей дошкольного возраста уже «сформировался характер». Часто это объясняет капризность, обидчивость ребенка, агрессивное поведение или, наоборот, чрезмерную робость. Можно ли изменить основные черты характера ребенка, и до какого возраста это будет иметь смысл?

 

Основные характерологические особенности личности закладываются на генетическом уровне, в дальнейшем, в процессе роста ребенка и его развития, мы можем лишь усилить или ослабить те или иные черты характера воспитательными мероприятиями в пределах 20%. Возраст не имеет принципиального значения в процессе формирования, хотя известно, что на определенных этапах развития дети более восприимчивы к воспитательным и иным  воздействиям. Иногда родители не хотят воспринимать своего ребенка как личность «таким какой он есть» и активно пытаются подогнать «воспитать» его под свои представления.


- Что делать, если ребенок «приносит из детского сада» нецензурные слова? Как вести себя родителям?


Тактика одна – за все хорошее хвалить за все плохое –вначале дать понять, что это плохо, а потом игнорировать.

Не забывая при этом  всегда поддерживать, хвалить за хорошие поступки, поведение – отмечать, оценивать, замечать хорошее. Если родители не замечают хорошие поступки и не замечают плохие поступки, то такая тактика не будет иметь воспитательного значения.

 

- К неврозам медицина относит заикание, и эта проблема распространена как среди взрослых, так и среди детей. Можно ли избавиться от заикания, какими способами это можно сделать?

 

Да, заикание –  широко распространенная проблема, занимаются коррекцией этих состояний логопеды-дефектологи, детские психотерапевты. А дети с такими расстройствами нуждаются в специальной помощи. Самолечение бессмысленно. 


- Действительно ли количество детей в семье влияет на становление личности ребенка? Чем это обусловлено и как проявляется?

 

Конечно, влияет значительно. В больших семьях дети вырастают более самостоятельными, так как они изначально большую часть забот берут на себя. Дети более легко социализируются в детскому саду, в школе, вырастают лучше адаптированными к деятельности в коллективе. Чем больше детей, тем проще воспитание. Если, конечно, родители здоровые и социально полноценные люди.

 

- Если семья решит обратиться за помощью в лечении детского невроза к психологу, нужно ли приводить на сеанс ребенка или психолог будет заниматься с ребенком «заочно», давая разъяснения родителям?

 

Первое: необходимо четко разграничивать, к кому обращаться. Психологи занимаются со здоровыми людьми, психотерапевты занимаются людьми с психическими заболеваниями или с пограничными психическими расстройствами. Дети, страдающие неврозами, часто нуждаются в коррекции фармакологическими средствами (лекарствами). Психолог не имеет права назначать фармакологическую терапию, он не имеет соответствующей подготовки.

Ребенка вести к врачу обязательно. Только при непосредственном обследовании наблюдении, с учетом всего, что рассказывают близкие родственники, родители, можно оценить состояние ребенка. Иногда для этого требуется длительный период наблюдения. Психические расстройства по анализам не определяются, основным методом является клинический метод: жалобы, динамика, анамнез (опрос, история развития), статус и т.д.


- Какие дети более всего подвержены невротическим заболеваниям?

 

Различные заболевания внутренних органов, инфекции ослабляют организм и на этом фоне, казалось бы, незначительная психологическая травма может спровоцировать развитее невроза.

Совет – охранительный режим, особенно в период выздоровления от соматических заболеваний (заболевания не связанные с психикой).

 

- Какие методики наиболее эффективно лечат невротические состояния у взрослых?

 

В настоящее время психотерапевтическая наука имеет в распоряжении более двух тысяч методик и подходов. Многие из них являются эффективными лишь в руках разработчика. Многие методики и способы лечения используются очень ограниченным числом психотерапевтов. Необходимо сказать, что каждый больной индивидуален, и подход к терапии пациент осуществляется каждым врачом с учетом особенностей личности и болезни. И, конечно, тех методик, которыми владеет доктор. В одних случаях, эффективна гештальт терапия, в других - эриксоновский гипноз, в других - бихевиоральные подходы. В третьих случаях невозможно обойтись без фармакологической терапии, поэтому, конечно, рекомендую обращаться к врачу.

 

 - Можно ли по детским рисункам определить эмоциональное состояние ребенка?

 

Конечно можно, содержание рисунка определяет фабулу переживания, также важным является используемая цветовая гамма. Серо-фиолетовые, темные цвета отражают пониженный фон настроения – недовольство. Красный – раздражение. Желтый - тревога. Зеленый \ голубой – покой или уравновешенное спокойное состояние.

 

- Что влияет на уровень самооценки ребенка? Как его повысить?

 

В первую очередь, успехи в школьном обучении, особенности взаимодействия в школьном коллективе и те характерологические черты, которые заложены генетически. Если растет личность тревожная, анакастическая, то и естественно ожидать более низкого уровня самооценки. 

Самооценка возникает в первую очередь в сравнении себя с окружающими.

Как повысить самооценку: в первую очередь необходимо сделать акцент на индивидуальность. Подчеркнуть, что каждый человек имеет свои преимущества, и каждый человек имеет свои недостатки. Кто-то прекрасно рисует или играет на музыкальных инструментах. У кого-то получается просто решать задачи по математикой, у кого-то  « врожденный» русский язык. То есть вся работа должна быть направлена на подчеркивание индивидуальных особенностей.

И это выведет из необходимости сравнивать, невозможно сравнивать горячее с длинным.

 

- Нужно ли что-то делать родителям, если их дети выполняют несвойственную им роль, например, девочки интересуются машинами, а мальчики – играют в куклы или наряжаются?

 

В вопросе звучит тревога по поводу психосексуальной ориентации детей, необходимо четко разграничивать гомосексуальную ориентацию генетическую, гонадную,  которая практически не поддается никакой коррекции и, что значительно чаще встречается,  патохарактерологическое развитие личности. То есть ребенок имеет нормальную ориентацию, но в следствие воздействия внешней среды, начинает использовать несвойственную ему роль. В таких случаях необходимы активные воспитательные мероприятия, то есть нужно подчеркнуть, показать неприемлемость подобного поведения и в дальнейшем всякий раз игнорировать подобные поступки, не ругаться, показать свое недовольство при таком поведении.

При формировании истинного гомосексуализма воспитательные мероприятия не имеют никакого смысла, единственное решение – смена пола.

Главное, чтобы ребенок не идентифицировал себя с противоположным полом, если девочка играет пушками и пистолетами, это еще ни о чем не говорит. В армии, МВД служит много женщин и они постоянно пользуются оружием. Другое дело, когда ребенок переодевается или называет себя мужским именем –  вот тут надо уже разбираться, может быть даже с психологом или психиатром.

 

- Говорят, что одаренные дети более чувствительны и сильнее реагируют на раздражения,они становятся более впечатлительными. Каким образом можно помочь ребенку в этом случае?

 

Вопрос одаренности является большой проблемой. Очень часто одаренные люди страдают различными психическими расстройствами, такими как шизофрения, психопатия и т.д.

У Достоевского была эпилепсия, у Сталина параноидальный синдром, диагностированный Бехтеровым в свое время. История имеет множество подобных примеров. То есть, подавляя те или иные психические качества ребенка, мы можем подавить его гениальность, с другой стороны, поддерживая эти качества, мы можем привести к полной социальной дезадаптации ребенка. Поэтому тактика в данном случае будет определяться родителями, что они хотят от детей: чтобы они были гениальными или здоровыми. Гениальных единицы, а психически больных дезадаптированых множество.

 

- Какие невротические расстройства преобладают у взрослых, исходя из вашей практики?

 

Около 20% всего населения нуждается в тот или иной период жизни в психотерапевтической помощи. С учетом того, как у нас в обществе относятся к психическим заболеваниям, приходится констатировать, что очень многие пациенты с пограничными расстройствами длительное время не обращаются за помощью, пытаясь самостоятельно преодолеть возникающие симптомы. Вместо того, чтобы пройти эффективный курс лечения, оставляют работу,  длительное время находятся на иждивении близких людей, пытаются преодолеть свои симптомы, употребляя психооактивные вещества – алкоголь, наркотики.

К нам в отделение восстановительной медицины психотерапии и психологического консультирования за психотерапевтической помощью обращаются пациенты с различными проявлениями пограничных психических расстройств, но чаще с тяжелыми запущенными формами неврозов и других заболеваний, например, с  так называемыми, паническими атаками. Которые проявляются в виде приступов страха смерти, сердцебиения, одышки, скованности, потливости слабости, головокружении.

Когда они обращаются к терапевтам, те им говорят, что они здоровы и в лечении отказывают.

Часто такие пациенты годами не выходят из дома, бояться остаться одни без близких или родственников.

Конечно, обращаются и с другими проявлениями: депрессиями, страхами, логоневрозами, энурезом, сексульными дисфункциями, но частота их меньше. Кстати многие считают, что сексульными дифункциями  занимаются урологи (вот что делает реклама!), а на самом деле в 90% случаев в основе лежит психотерапевтическая проблема.    Сейчас появились пациенты с синдромом дефицита внимания, с гиперактивностью, после того, как было установлено оборудование для лечения, проведения тренингов, методом биологической обратной связи по электроэнцефалограмме . Большую долю также составляют пациенты, проходящие психотерапевтическое  лечение по поводу алкогольной зависимости. Мы также начинаем терапию этих больных методом биологической обратной связи, так как по некоторым литературным данным, эффективность при 10-летнем катамнезе составляет 80%, что выше всех других методов.


- Сколько стоит лечение в Вашем центре? И почему оно платное?


Психотерапевтическое лечение практически во всем мире платное. Большинство терапевтических подходов основывается на устных воздействиях или рекомендациях, а значимость слов для пациента прямо пропорциональна их стоимости. Пациент прислушается к словам доктора и будет  выполнять рекомендации только тогда, когда заплатит за них значимую для него сумму. То есть, оплата нужна пациенту для повышения эффекта лечения. И если больной воспринимает размер оплаты как малозначительную сумму, то эффективность заметно снижается. В соответствии с рекомендациями зарубежных специалистов  один визит к психотерапевту должен стоить 1/20 -1/30 часть месячного дохода пациента.

 В центре имеются обоснованные расценки на все услуги предоставляемые в нем. Конкретная стоимость лечения зависит от многих факторов: метода проводимой терапии, продолжительности, количества сеансов и т.д. Это лучше узнать у администратора позвонив по телефону.    

 

- Почему у взрослых людей возникает невроз? Связано ли это с темпом современной жизни?

 

Конечно, связано. Связанно с конкуренцией, с финансовыми проблемами, проблемами с трудоустройством, с одиночеством. На этом фоне длительные психотравмирующие обстоятельства приводят к вялым депрессивным реакциями, ипохондрическим проявлениям, то есть к поиску несуществующих заболеваний, к мнительности, страху.

 

- Согласно существующему мнению, нужно разрешать детям абсолютно все до какого-то определенного возраста. Что Вы думаете по этому поводу?

 

Могу сказать: японцы считают, что до 7 лет разрешено всё,  с 7- 14 половину можно, половину нельзя, с 14 до 21 запрещено всё.

Мое мнение – в общих чертах я согласен с таким подходом. Особенно в подростковом возрасте, когда человек имеет и незрелое тело, и незрелую психику. Когда любая патологическая зависимость (курение, алкоголь ,наркотики) формируется молниеносно. Поэтому считаю, что подростки с 14 до 21 года должны воспитываться в условиях жестких ограничений.

 

- Что бы Вы могли пожелать или посоветовать нашим читателям, если бы они были Вашими пациентами?

 

Здоровья (смеется).  В общении со своими знакомыми я часто говорю: «Сойдете с ума, приходите».

 

На вопросы отвечал

Перевозчиков Александр Павлович

психиатр

преподаватель психологии кафедры философии и гуманитарных наук Ижевской Государственной Медицинской Академии

вопросы задавала Куклина Надежда

специально для сайта Медицина в Удмуртии

 


 


Ссылки по теме

Психотерапия
Участковые врачи детских поликлиник Ижевска готовятся к "итальянской" забастовке
Врачи - проблема России?
Стратегическая инвентаризация
Психологи рассказали о методах профилактики подростковых суицидов
Успешные дети Ижевска

"В вопросе воспитания ребенка нужна золотая середина"